О профессии психолога

Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. Поэтому хочется сразу разъяснить ситуацию.

Кто такой психолог, психиатр и психотерапевт:

Психолог - специалист, получивший психологическое образование. Психолог не является медиком, поэтому не выписывает лекарств. Психолог работает с психически здоровыми людьми, которые хотят помощи в разрешении своих проблем, таких как трудности в общении, трудности в принятии решения и др.

Психиатр - это специалист, с медицинским образованием в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Методами лечения является медикаментозная терапия. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьёзные отклонения в психике.

Психотерапевт – специалист, получивший специальное психологическое образование по одному из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в "пограничных состояниях", то есть в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии...) Психотерапевт использует определённые психотехники, чтобы помочь клиенту решить его проблему.

Несколько мифов о психологах:

Психолог не решает за людей их проблемы.

Задача психолога - создать такие условия, при которых человек сам сможет понять причины возникшей ситуации и выбрать правильное решение. Если Вы пришли с «застарелой» проблемой, не стоит ждать, что она разрешится после одной консультации.

Психолог не обладает сверхспособностями, он не волшебник.

Сверхспособности психолога не что иное, как знания и навыки, полученные в ходе профессионального обучения и проверенные опытом работы.

Психолог не видит людей насквозь.

Психолог способен в некотором смысле прогнозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации на основании знаний психологии человека: личностных особенностей человека, анализа ситуации в которой он находится.

У психолога могут быть свои проблемы.

Психологи – обычные люди, у которых, как и у всех смертных, могут быть проблемы. Преимущество психолога заключается в том, что он способен более эффективно решать свои проблемы. Обладая психологическими знаниями гораздо легче понять, в чем причина возникшей неприятности. Во время своего обучения, да и после него психологи проходят личную психотерапию, в которой прорабатываются их проблемы.

Услуги психолога – для абсолютно здоровых людей!

Обращение за помощью к психологу - не является ни показателем слабости, ни знаком психического нездоровья. Как уже было отмечено, психологи работают со здоровыми людьми. Однако время от времени все люди нуждаются в поддержке и помощи со стороны.

Почему поход к психологу, лучше, чем разговор с подругой или другом. Возможно, что задушевный разговор с подругой или другом действительно снимет напряжение, становится легче и, несомненно, близкий друг может посочувствовать вам, согреть своим участием и заинтересованностью. Но если проблемная ситуация возвращается вновь, то имеет смысл предположить, что разговоры не помогают.

Чем же консультация с психологом отличается от задушевной дружеской беседы? Основной инструмент психологической работы – терапевтическая беседа. Она не только облегчает психологическое состояние людей, но и помогает найти пути вырваться из замкнутого круга нерешенных проблем.

Эффективность работы психолога во многом зависит от инициативы которая всегда должна исходить от человека, желающего получить консультацию.

Психолог в детском саду

Основная функция психолога в детском саду:

Основной целью психологической службы в дошкольных учреждениях является сохранение и укрепление психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей. Практический психолог, работающий в ДОУ, осуществляет психологическое сопровождение процесса развития детей.

Направления деятельности педагога-психолога ДОУ:
  1. Психологическая диагностика.
    Психодиагностика позволяет выявить условия и причины, препятствующие полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Диагностика проводится в форме разнообразных тестовых заданий, наблюдения за детьми в процессе игры, и других видах деятельности. Психолог диагностирует познавательное развитие, личностные особенности, коммуникативную сферу и эмоциональные особенности ребенка. Особенность дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы у детей очень подвижны и пластичны. И у каждого ребенка есть свои потенциальные возможности развития. Знания возрастных и личностных особенностей ребенка поможет педагогам и родителям правильно выстроить с ним педагогическое общение.
  2. Коррекционно-развивающая работа.
    На основании выявленных трудностей в познавательной, эмоциональной, волевой поведенческой и других сферах, психолог составляет развивающую программу. Программа может быть как индивидуальной, так и рассчитанной на подгруппу, группу детей.
    Основным направлением моей работы являются:
    • групповые занятия, направленные на развитие общения и создание положительного эмоционального фона у детей; использование элементов тренинга;
    • индивидуальные занятия по бисероплетению, направленные на развитие мелкой моторики руки.
  3. Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
    Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
  4. Психологическое консультирование.
    Психологическое консультирование в ДОУ проводится по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
Взаимодействие психолога и родителей

К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным. Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат. Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.

Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.

Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, мы рекомендуем пройти индивидуальную консультацию с психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду.

Беседа, наблюдение, анкетирование - методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.