Кружковая работа

Бисероплетение для детей дошкольного возраста

В наши дни одним из популярных видов рукоделия является бисероплетение. Оно относится к тем творческим занятиям, которыми с увлечением занимаются многие дети.

Считается, что начинать обучение работе с бисером можно со старшего дошкольного возраста, примерно с 6-7 лет, но практика показывает, что если ребенок умеет работать с мелкими предметами, то его можно увлечь этим интересным занятием с 4-5 лет. Только чем младше юный мастер, тем крупнее должен быть бисер и проще изделия, над которыми будет работать ребенок.

Польза бисероплетения для ребенка является очевидной:

Развитие интеллектуальных способностей:

  • Развитие произвольного внимания
  • Развитие логического мышления
  • Развитие фантазии и воображения
  • Развитие умения действовать согласно инструкции (удержание алгоритма действия)
  • Развитие речи

Развитие сенсомоторных навыков:

  • Развитие мелкой моторики руки
  • Соподчинение действий левой и правой рук
  • Развитие умения определять текстуру и свойства материала

Формирование эстетического и художественного вкуса:

  • Развивать умение подбирать сочетания цветов
  • Расширение знаний о бисере и бисероплетении как народном творчестве

Уже третий год мною ведутся занятия в кружке «Волшебная бусинка».

При наборе детей в кружок акцент делается, прежде всего, на тех детей, которым необходимо совершенствовать мелкую моторику руки. Однако главным принципом привлечения детей к работе в кружке является желание ребенка.

Кружок работает 2 раза в неделю (понедельник, среда). Продолжительность встречи с детьми составляет 20-30 мин. в зависимости от возраста.

У детей, посещающих кружок, разная степень сформированности зрительно-моторных координаций, произвольности поведения, внимания и различный темп деятельности. Детям, которые справляются с заданием быстрее, предлагаются более сложные схемы поделок.

Работая в микрогруппе, дети стремятся выполнять работу «со всеми вместе», таким образом, задается определенный темп деятельности. Обращает на себя внимание тот факт, что дети подвижные, неусидчивые во время работы с бисером могут организовать себя и терпеливо выполнять задание, т.е. можно говорить о формировании произвольности поведения.

Особо хочется сказать о материале, используемом в бисероплетении. Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов. Яркий разноцветный, имеющий форму шара, бочонка он привлекает внимание детей, вызывая восторг. Но еще больший восторг вызывает у детей фигурки, украшения, сделанные своими руками.

Для работы с дошкольниками используется крупный бисер,Это связано со слабой моторикой руки (крупный легче удержать) и техникой безопасности. Вначале дети знакомятся с различными изделиями из бисера, историей возникновения и развития искусства бисероплетения. Затем учатся выполнять простые техники бисероплетения – низание на проволоку бисера и бусин, затем боле сложные техники – параллельное плетение, петельное и т.д. Развивающий потенциал деятельности кружка заключается в том, что дети начинают работать под диктовку взрослого, затем переходят к работе по схеме и позже по образцу. Дети учатся отслеживать последовательность действий при работе с фигуркой из бисера и проявляют большую самостоятельность в ее изготовлении. Важно отметить, что при этом дети, просчитывая количество бисеринок, совершенствуют навыки счета, развивают память и внимание.

В работе с детьми среднего и старшего возраста используется плоскостное моделирование. Панно «Улитка» изготовлено из нанизанного на тонкую проволоку бисера, приклеенного к картону с готовым шаблоном улитки. По такому же принципу изготавливаются новогодние открытки и елочные игрушки, украшенные мелким бисером и пайетками.

В 2014 году для выставки по пожарной безопасности была выполнена коллективная работа детьми подготовительной группы «Пожар в лесу». В этой работе были использованы простое низание бисера и формирование из него стволов березки, петельное плетение (листья и кустарник), объемная пожарная машина выполнена путем намазывания пластилина тонким слоем и вдавливанием в него бисера. Работа заняла первое место в районном конкурсе. Все авторы этой работы были награждены грамотами.

Мотивационной поддержкой интереса к работе с бисером стали выставки детских работ: панно «Улитка», «Новогодние мотивы», подарков папе к 23 февраля «Брелок ракета», подарков маме к 8 марта «Весенний цветок». Выставки проводились как в фойе детского сада, так и в групповых помещениях. Несмотря на определенную трудоемкость, кропотливость работы с бисером, детей, желающих заняться этим видом творчества, становится больше, расширяются возрастные границы участников.

В настоящее время кружок посещают 11 человек: 6 воспитанников средней группы, 2 старшей и 3 подготовительной группы.

Еще одна обучающая сторона занятий по бисероплетению. При работе с бисером, проволокой, леской, ножницами дети знакомятся с основами техники безопасности труда, учатся правильно организовывать рабочее место.

У детей, посещающих кружок «Волшебная бусинка», прослеживаются более точные и скоординированные движения пальцев, наблюдается аккуратность при выполнении работы, усидчивость, терпение, стремление довести дело до конца.

Многие дети, занимавшиеся бисероплетением в кружке «Волшебная бусинка», продолжили заниматься этим увлекательным творчеством и после окончания детского сада.